Возрождение традиций народного костюма.

народный костюм Браслав

Костюмы для Браслава

                           Возрождение традиций в народном костюме является важной составляющей для сохранения наследия предков,сохранения уникальной культуры любого народа.Особая красота народного костюма не может оставить равнодушным даже скептически настроенного человека. Колорит и конструкция подчеркиваются вышивкой,орнаментом и особенностями ношения,свойственным данной местности. Естественно

,что народный костюм в каждой местности может очень сильно отличаться от других . Именно по этим отличиям на ярмарках определяли принадлежность продавца к тому или иному региону. Невозможно создать обобщенный образ всех народных  костюмов территории бывшего союза. Поэтому просто опишем ,как  был устроен белорусский народный костюм,чтобы дать общее представление о народном костюме вообще,чем характерна белорусская вышиванка и другие элементы одежды.                                                                                                                                                        Преобладающим цветом в народном костюме белорусов был белый, другие цвета определялись местностью.Летом носили лен,зимой- сукно. Мужчины носили штаны,рубаху,шерстяной или плетеный узорчатый пояс.Голову покрывали картузом,капелюшем или магеркой,в зависимости от времени года.Женская одежда была многообразнее- юбка,рубаха,фартук,жилетка,наметка или платок на голову. Мужская и женская верхняя одежда отличались только длиной и украшениями, крой у них был одинаков.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Будничная одежда была простой, без украшений,а все свое мастерство женщины вкладывали в изготовление праздничной одежды.Её требовалось много.                               Самая главная и необходимая часть одежды- рубаха (кашуля). Невеста должна была иметь 3-5 женских и 5-6 мужских рубах с вышивкой.Несколько рубах нужно было для себя,рубаха для свекрови в подарок,рубаха для жениха в подарок, для свекра и крестных.                                                                                                                                          Многие сельхозработы сопровождались обрядами,связанными с одеждой. Так, в Витебской губернии выводили вола на пахоту и вытирали ему переносье женской рубахой,чтобы не боялся работы.А в Могилевской губернии выходили жать в лучшей одежде.
             Кашули отличались разнообразием кроя и орнамента,с преобладанием геометрических форм.Ближе к югу Белоруссии в орнаменте появляются растительные мотивы. В мужских рубахах (белорусская вышиванка) украшались орнаментом рукава,ворот и подол.Мужскую рубаху носили поверх штанов,подпоясываясь поясом.
            Женщины поверх рубахи надевали безрукавку и юбку.Рукава рубахи обильно декорировались орнаментом,заканчивались гладкой или манжетой  «в сборку»,кото-рая соответствовала воротнику.Большую декоративную роль исполняла юбка,которая была разнообразна по декору и материалу.Её шили из льняного полотна,шерстяной ткани или смески льна с шерстью «дрылиховые».Юбки имели много названий,в зависимости от материала из льна «сподница», из шерсти и полушерсти клетчатая или полосатая -«андорак».
           По подолу проходит широкая цветная полоса с геометрическим орнаментом.Рисунок полос и клеток юбок (сподниц и андораков) отличается разнообразием, поражая богатейшей фантазией и тонким вкусом белорусских ткачих.В некоторых районах носили паневы- распашные юбки,соединенные только на поясе,а также паневы-плахты.
          Фартук — обязательная деталь белорусского женского  народного костюма. Он был будничный и праздничный. Праздничный украшали тканым или вышитым узором. В народных обрядах фартук использовали как подарок.
          В Могилевской области мать жениха, встречая молодую, расстилала перед входом фартук, на который та должна была встать,а в Гродненской области молодая на второй день свадьбы дарила фартуки девочкам — членам новой семьи. Фартук закрывал юбку спереди целиком, поэтому его декору придавали большое значение. На белом льне вышивались геометрические узоры, которые увеличивались по ширине от верха к низу и узор заканчивался широкой полосой с крупным орнаментом.
          Обязательной частью национальной одежды являлся пояс. Появляться на людях без пояса считалось неприличным, Поражает разнообразие узоров поясов,каждый из которых неповторим.Ряды геометрических фигур,расположенные по длине пояса  в определенном ритме,в каждам случае просто уникальны.
          Женщины носили длинный пояс,несколько раз обертывая его вокруг талии,мужские пояса были в «два обхвата».Поверх рубахи концы пояса завязывали под животом слева,на верхней одежде- выше живота спереди. Женатые мужчины носили широкие яркие пояса,холостые — узкие,шириной в два пальца. Поскольку при завязывании концы опускали на одежду, концы украшались  «шарами»,кистями «кутасами». Поясам было отведено огромное значимое место в народных обрядах.Девушка дарила пояса во время сватовства. Накануне свадьбы она дарила жениху вместе с рубахой штаны и пояс, а сватам- пояса,прикрепляя их к плечу.
         Перед венчанием развешивала пояса в амбаре,в хлеву,над сундуком в клети,чтобы в новой семейной жизни в доме был достаток.К свадебному столу молодую брат мужа вел на поясе,который хранился затем для будущего ребенка. Приезжая в дом мужа, молодая бросала на печь пояс. На второй день она дарила пояса мальчикам, членам новой семьи.
         Пояс как обрядовый предмет требовался и после свадьбы. В первый год замужества молодая жена,сжав сноп, обвязывала его поясом,который дарила потом мужу.
         С поясом у белорусов связаны некоторые приметы и поверья.Например,накануне Нового Года хозяйка связывала поясом однородные предметы попарно, чтобы все животные в доме «парились».А для того,чтобы овцы не разбегались в поле и вместе со стадом возвращались домой,выгоняя их в первый раз на пастбище после зимы, на пороге овчарни расстилали пояс и полотенце.
         Верхняя одежда у белорусов имела несколько названий — зипун,свита,свитка. Свитку шили из полотна,сотканного из льняных и шерстяных нитей и обрабатывали,чтобы получалась плотная ткань.Стоячий воротник,вырезы карманов,края рукавов,правую запашную полу обшивали фабричной тканью,шерстяным плетеным шнуром и вышивали гарусом. По узорам угадывали, откуда прибыл на кирмаш владелец свитки.Женщины носили также безрукавки,которые имеют много названий- корсет,кабат,шнуровка,китлик. Общее у них одно- шила безрукавку женщина один раз в жизни из дорогой покупной ткани.Это мог быть бархат,парча,шелк,шерстяная ткань,яркое сукно или ситец .Безрукавку расшивали лентами,позументом,шелковым шнуром.Готовили её в девичестве,донашивали в замужестве.Дорогая безрукавка передавалась по наследству.
       Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины.Традиционная прическа девчат- одна или две косы с вплетенными лентами.Одним из древнейших типов женского головного убора была у белорусов наметка. После венчания в доме невесты совершали обряд «навивания» её на молодую.Девушка должна была приготовить несколько наметок,т.к. приходилось дарить их сватье,крестной и свекрови.На крестинах родильница дарила наметку «бабке»,которая тут же надевала её на себя.Способы повязывания наметки очень разнообразны.
        Белоруски носили также платки,которые надевали на чепец. Платки тоже завязывали по-разному.Чепец всегда был головным убором замужней женщины.Она носила его днем и надевала на ночь,убирая под него волосы.Выходя на улицу,поверх надевали платок.Чепцы были шелковые,шерстяные,атласные,с набивными узорами,украшены шелком,тесьмой.
        До сих пор народные костюмы бережно хранятся в сундуках,их надевают на свадьбы,на праздники песни,на выставки народного творчества,устраиваемые в стране.Наше предприятие старается сохранить и развить традиции в изготовлении народных костюмов для творческих коллективов. Мы занимаемся не только пошивом народных костюмов,но и создаем новые рисунки орнаментов вышивки и осуществляем новый подход к созданию неповторимого колорита и  утонченности в народном костюме.

Возрождение традиций народного костюма.: 10 комментариев

  1. Чувствуется, что сайт будет интересным и полезным. Льнаная продукция всегда была и будет в цене. Вам РЕСПЕКТ! Удачи и успешного продвижения!!!

    • Спасибо ,Ольга! Надеюсь,что все получится.Только очень сложно идет.Заходите,увидите красивые вещи,а ,возможно,и интересные идеи.

  2. К моему стыду, хоть и живу в Белоруссии, но таких подробностей о национальной одежде и традициях не знала. Спасибо за интересную статью!
    Национальную одежду можно сейчас увидеть только на артистах народных ансамблей или по телевизору, когда девушки — красавицы встречают официальные делегации.

    • Елена,я очень надеюсь,что в скором будущем мы сможем внести свой вклад в популяризацию народных мотивов одежды не только в Белоруссии,но и в других странах.Это очень красиво и важно для сохранения своей культуры.В ближайшее время я планирую рассказать об элементах вышивки на национальной одежде ,о их назначении.Ведь в прошлом каждый элемент играл роль оберега и влиял на состояние людей.

  3. Уведомление: Истоки славянской культуры |

  4. Вот где нужно одевать бурановских бабушек))) тогда на Евровидении им 1 место дадут)))

    Спасибо огромное за интересный сайт и отличную продукцию. Успехов и процветания

  5. Благодарна за интересную статью.Очень люблю белорусский национальный костюм.Жаль,что в погоне за прибылью наши производители забыли традиции земли,которая их вырастила и дала путёвку в жизнь.Свои традиции надо помнить: в них наша сила. Американские флажки и китайские шарики заполонили умы жителей Беларуси, а мы по своей земле каждый день ходим и должны ценить себя. Хотелось бы вспомнить эти традиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)